
Во время своей экспедиции в Северную Сибирь и на Дальний Восток в 1842−1845 годах он открыл плато Путорана, стал первым исследователем полуострова Таймыр, Северо-Сибирской низменности, Амурско-Зейской равнины, Станового хребта, частично — хребта Джугджур, нижней части бассейна Амура, южного побережья Охотского моря, Удско-Тугурского Приохотья, Шантарских островов. Отчёт Миддендорфа об экспедиции был для своего времени наиболее полным описанием Сибири и Дальнего Востока.
1 июня 1844 года отряд Миддендорфа перевалил Становой хребет и через восемь дней подошел к острожку на реке Уда. Здесь путешественники за 12 дней построили «байдару», 12-весельную лодку, обтянутую кожей и сплавились на ней к морю.
Пытаясь пройти на утлых суденышках к Шантарским островам, ученый и его спутники едва не погибли во льдах. «Урок был грозно поучителен», — вспоминал об этом Александр Миддендорф. Но они не оставили попыток и 4 августа высадились на берегу острова Большой Шантар.
Несмотря на то, что была достигнута конечная точка экспедиции, ученый решает отправить все собранные геологические и зоологические коллекции, гербарии и дневники в Якутск, а самому продолжить исследование побережья Охотского моря. Соорудив лодку из ивовых прутьев и воловьей кожи (названную им в воспоминаниях «ореховой скорлупой»), Миддендорф вдвоем с помощником отправляется дальше. Исследователи шли морем на юг вдоль берега, составляя карту и собирая коллекции. Добравшись к сентябрю 1844 года до устья Тугура, географы тронулись в обратный путь на оленях.

Путешествие Миддендорфа длилось 841 день. За это время он прошел по труднодоступным тундрам и горам на лошадях, собаках, оленях, лодках и пешком около 30 000 километров. Секретарь Академии наук П. Н. Фус, оценивая успех Сибирской экспедиции, сказал, что Миддендорф возвратился из Сибири в столицу «в ореоле славы».
С подачи Миддендорфа возникает идея о необходимости основания Русского географического общества — организации, которая бы способствовала всем, «кто стремится узнать больше нового об империи Российской». Впоследствии Миддендорф стал вице-президентом общества и получил за заслуги высшую его награду — Константиновскую медаль.
Источник: Первопроходцы и исследователи (kp.ru)